Список некоторых компаний-заказчиков, которые входят в топ-200, по которому АО «Нурбанк» осуществляет контрактное финансирование:
АО «НК КазМунайГаз», АО «НК Казахстан ТемирЖолы», АО «НК Казатомпром», Группа компаний «ENRC», ТОО «Тенгизшевройл», Карачаганак петролеум Оперейтинг б.в., АО «НК «Казахтелеком», АО «НК KEGOK», АО «АрселорМиталл Темиртау», АО «Казцинк», ТОО «Богатырь АкссесКомир», АО «МиталСтил Темиртау», АО «НАК «КазАтомПром», АО «Продовольственная контрактная корпорация», ТОО «KSP STEEL», ТОО «Кастинг», ТОО «Гелиос».
Бизнес и банки назрели к более доверительным отношениям. Речь идет о работе с таким продуктом как контрактное финансирование — когда в качестве залога выступает не какое-то имущество, а деловая репутация заемщика. О том, способен ли данный инструмент подстегнуть бизнес к производству готовой продукции или оказанию отечественных услуг в интервью председателя правления АО «Нурбанк» Кантара Орынбаева.
— Как вы оцениваете деловую активность отечественного бизнеса?
Мы наблюдаем, что с каждым годом появляется все больше новых компаний, происходит увеличение налоговых выплат, растет спрос на кредитные продукты на развитие бизнеса. Рост производственных проектов и торговых операций также демонстрируют, что деловая активность взяла курс на восстановление. Развивается в последнее время и государственно частное партнерство по строительству дорог, школ и других объектов инфраструктуры. Все это создает движение и заставляет нас банки — задумываться, что мы можем полезного предложить бизнесу для того, чтобы поддержать ту тенденцию к восстановлению, которую мы сегодня наблюдаем.
— Ваш банк недавно запустил такой продукт, как контрактное финансирование, насколько он может быть эффективен как инструмент стимулирования предпринимателей заниматься производством и экспортом готовой продукции?
Основная особенность данного продукта заключается в том, что банк не делает здесь упор на залоговую базу. При контрактном финансировании мы в первую очередь смотрим на успешность проекта, пытаясь оценить его потенциал и возможные риски. Если проект перспективен и не вызывает каких-то сомнений, то мы готовы осуществить необходимое финансирование клиента.
Я бы сказал, что в данном случае обеспечением является деловая репутация заемщика. То есть здесь выстраивают в большей степени доверительные отношения с клиентом. Нам остается тут только поверить, что у нашего заемщика, который также является исполнителем какого-то проекта — достаточно квалификации, опыта и пр., чтобы исполнить свои обязательства по контракту. И если наши ожидания оказываются верными, выигрывают все — и мы, и заемщик, и заказчик.
Что касается положительного эффекта от контрактного финансирования как инструмента стимулирования производства и экспорта, то он, безусловно, есть. Но я бы отметил, что, прежде всего данный продукт будет интересен субъектам МСБ и корпоративным клиентам, имеющим контракты на оказание работ или услуг с крупными компаниями.
— Можно поподробнее, на каких условиях вы работаете, и чем они отличаются от других предложений на рынке?
Максимальная сумма займа, за которым к нам обращаются — не должна превышать 50% от самого контракта, а в абсолютной сумме быть не более 500 млн. тенге. Если это будет в виде гарантий, то максимальная сумма гарантии не должна превышать 30% от контракта.
-То есть вы еще и гарантии планируете давать, как дополнительную услугу к контрактному финансированию?
Да. В ситуации, когда предприниматель выигрывает тендер на поставку товаров, либо выполнение услуг, в большинстве случаев по условиям контракта указан авансововый платеж, на который необходимо предоставить гарантию возврата, либо бывает, что компании заказчику требуется гарантия исполнения обязательств. И мы в этом случае готовы помочь.
— А есть ли какие-то приоритетные отрасли, с которыми вы будете работать по контрактному финансированию?
По отраслям такой разбивки нет. Мы определяем для себя список заказчиков, которых мы считаем надежными и стабильными в среднесрочной перспективе. К ним относятся градообразующие компании, крупные нефтеоператоры, национальные холдинги и т. д., которые являются привлекательными для наших потенциальных клиентов. Поэтому заемщик, он же исполнитель по контрактам понимает, что несет ответственность не только по обязательствам перед банком по кредиту, но и лишается перспектив работать с хорошим крупным заказчиком.
В отличие от аналогичных предложений на рынке, у нас очень обширный список таких компаний, с которыми может работать наш клиент по контрактному финансированию. В дальнейшем мы планируем расширять этот список еще больше. На данный момент таких компаний около 200.
— А российские или белорусские компании в этот список включать планируете? Ведь в силу интеграционных процессов очень много компаний могут заходить на наш рынок из этих стран.
Это перспектива. У нас же количество крупных игроков ограничено. На данный период времени наши эксперты изучают рынок СНГ и крупные компании ТС и ЕЭП. Если будут приходить игроки из России или из Белоруссии, то контрактное финансирование будет только выигрывать от этого.
— На сегодняшний день насколько большой интерес к данному продукту?
При беседе с бизнесменами мы часто видим их заинтересованность в таком продукте. Потому что когда требуются залоги — это не всегда удобно для заемщика. Сегодня есть много компаний — несколько лет, успешно работающих на рынке, но не имеющих огромной базы залогов. Либо если она у них и есть, то уже использована где-то.
— А в целом в стране на сколько данный инструмент сегодня развит?
Он еще в зачаточном состоянии. Не могу, к сожалению, сказать, что у нас в стране это развитый продукт.
— То есть банки только-только начинают приучать бизнес использовать контрактное финансирование?
Наоборот, это бизнес приучает нас менять свое отношение к имеющимся банковским продуктам. Если вспомнить не так давно были те времена, когда контракты носили больше формальную роль, и заказы по большей части выполнялись на устной договорной основе. Сейчас иначе, бизнес вышел из тени и потихоньку переходит в правовое поле, когда контракт является основным документом, с помощью которого регулируются взаимоотношения заказчика и исполнителя. Это в свою очередь и банкам дает возможность принимать на себя некоторые риски и предлагать такие продукты, которые предполагают больше доверительных отношений. Кроме этого, необходимо отметить, что банки вносят свой вклад и частично стимулируют переход бизнеса из «теневого» уровня в прозрачный.
Екатерина Корабаева, журнал «РБК Центральная Азия»