Будущее за безопасными расчетами: аккредитивы как инструмент защиты
Будущее за безопасными расчетами: аккредитивы как инструмент защиты

Будущее за безопасными расчетами: аккредитивы как инструмент защиты

Заключая контракт по аккредитиву, покупатель и продавец могут упустить определенные пункты, которые впоследствии могут негативно повлиять на процесс и результат сделки. Чтобы этого не произошло, председатель правления Нурбанка Гульнара Мусатаева рассказала, какие нюансы должны быть указаны в таком контракте. Также она поделилась, какие условия предлагает Нурбанк по аккредитивам и почему они удобны для бизнеса.

- Гульнара Абаевна, ранее мы поговорили, как работает аккредитив. Давайте поговорим, какие требования Нурбанк предъявляет к участникам сделки по открытию аккредитива. Предполагаем, что важную роль играет кредитная история…

- Зачастую в договоре аккредитива участвуют следующие стороны: банк – эмитент (выпускающий банк), покупатель, продавец и банк продавца (авизующий банк). Банки в данной цепочке выступают неким гарантом по сделке, поэтому для них очень важно, чтобы продавец и покупатель продукции были благонадежными. Ведь документарный аккредитив по обеспечению приравнивается к кредитам, при его выпуске применяются те же условия, как и при выдаче займов. Кредитная история также учитывается.

- Сколько времени потребуется банку для заключения договора аккредитива? В том числе на анализ документов продавца или покупателя...  

- Нужно различать контракт между покупателем и продавцом и договор на выпуск аккредитива, который заключается между банком и клиентом (аппликантом). Сотрудники банка, которые занимаются непосредственно продуктами торгового финансирования, по запросу клиента могут составить драфт контракта. В этом документе будут указаны выгодные условия по аккредитиву для клиента банка, в том числе по комиссиям.

Если же говорить о договоре на выпуск аккредитива, который заключается между банком и аппликантом – это достаточно быстрый процесс. Так как в этом случае используются типовые формы договоров. Между тем определенное время может потребоваться для предварительной подготовки документов и одобрений на выпуск аккредитива.

- В одном из интервью вы говорили, что аккредитивом может воспользоваться любая компания. Резидентство второй стороны значения не имеет. Особенно этот продукт подойдет тем предпринимателям, которые вовлечены во внешнюю торговлю. Какие страны вы покрываете по таким сделкам? 

- Мы взаимодействуем со всеми несанкционными странами. Это дает возможность предпринимателям развивать партнерские отношения с компаниями по всему миру, масштабировать свои проекты.

Нурбанк работает с разными видами аккредитива, как импортными, так и экспортными. В первом случае покупатель является заявителем по аккредитиву, во втором – нашим клиентом может быть продавец, а также финансовый институт при подтвержденном экспортном аккредитиве.

- Какие важные пункты желательно указать покупателю, продавцу в контракте аккредитива?

- Чтобы избежать споров и недопонимания, в контракте важно очень четко прописать все условия. Во-первых, тип аккредитива. Он может быть подтвержденным первоклассным банком. Этот вид аккредитива подойдет для тех контрагентов, которые впервые выпускают аккредитив и не уверены друг в друге. Так они смогут снизить свои риски.

Во-вторых, важно указать выпускающий банк и если требуется, подтверждающий банк. Если продавец будет поставлять продукцию партиями, например, муку или металлоконструкции, то в контракте нужно указать, что предполагается частичная оплата.

Также важны и другие условия по платежу. Например, платеж может быть произведен «по предъявлению», то есть сразу после проверки документов. Может быть и другой вариант расчетов  - «с отсрочкой платежа».  

Еще один немаловажный пункт контракта – комиссии. В документе необходимо указать, какие комиссии и в каком размере оплачивает каждая из сторон сделки. Согласно стандартным условиям таких контрактов, каждая сторона оплачивает расходы своего банка.

Есть и множество стандартных пунктов. В контракте нужно указать сумму аккредитива, валюту контракта, срок действия аккредитива, срок предоставления документов после отгрузки товара, последнюю дату отгрузки товара и так далее.

- При какой сумме контракта вы советуете открывать аккредитив?  

- Аккредитив подойдет тем предпринимателям, которые хотят предотвратить множество рисков, в том числе неисполнение партнером контрактных обязательств, кредитные, коммерческие риски. Поэтому данный продукт является достаточно сложным, комиссии и расходы по нему выше, по сравнению, например, с кредитными продуктами. Мы рекомендуем предпринимателю согласовать, просчитать со своим менеджером, насколько ему в той или иной сделке выгодно использовать аккредитив. Это важный этап, он поможет понять, насколько оправданы расходы по открытию аккредитива, станет ли сделка прибыльной.

- В каком коридоре на рынке комиссии по этому продукту?  

- Обычно банки взимают несколько комиссий: за выпуск аккредитива, внесение изменений в аккредитив, за проверку документов и так далее. Комиссии за риски на рынке находятся в пределах от 3% до 4% от суммы сделки.

Надеемся, в будущем аккредитивы будут более востребованы, так как с учетом активного развития цифровизации и электронных денег мошеннические схемы будут трансформироваться. Аккредитив, по нашему мнению, станет тем продуктом, с помощью которого предприниматели смогут перекрыть не только киберриски, но и другие. 

Источник: https://kapital.kz/finance/136711/budushee-za-bezopasnymi-raschetami-akkreditivy-kak-instrument-zashity.html

05.06.2025