Почему банковский рынок Казахстана ждут большие перемены

Почему банковский рынок Казахстана ждут большие перемены

Forbes - Деловой журнал

Возможная покупка Казкоммерцбанка Халыком взбудоражила банковский рынок Казахстана. Два тяжеловеса, объединившись, могут создать мегабанк - если не по мировым меркам, то в рамках отечественного рынка точно. Мы еще не знаем, какого рода будет эта сделка. Не исключено, что об этом еще не знают и акционеры этих финансовых институтов. Ведь даже еще не закрыт вопрос, состоится ли вообще эта сделка – пока переговоры проходят на уровне ни к чему не обязывающих меморандумов. Однако рынок уже активно готовится к возможным событиям.

Наверняка ответом на эту потенциальную сделку послужило недавнее заявление о покупке Цеснабанком крупной доли Банка ЦентрКредит. Банки Tengri и Capital также объявили о намерении объединиться. Эксперты рынка в беседе с Forbes.kz говорят о том, что это далеко не предел – банки Казахстана ждет целая волна слияний и поглощений.

Дело в том, что казахстанский банковский рынок испытывает старые проблемы, которые не решались в течение последних нескольких лет. Они берут свое начало в большом банковском кризисе 2007-2009 годов. И, в первую очередь, это проблема плохих кредитов, которая на сегодняшний день, по большому счету, так и не решена. Хотя Нацбанк вводил жесткие требования по уровню плохих кредитов, значит, и условия для слияний и поглощений в банковской системе Казахстана созданы давно.

Впрочем, банки могут выстоять сами, если акционеры вольют в них капитал. И кто-то это наверняка сделает. Но многие владельцы банков не готовы отстегнуть миллиарды, и это вполне объяснимо. Гораздо проще нарастить капитал, сократив расходы. И это можно сделать, объединившись. Скажем иначе: представим, что два условных банка – это два грузовика, каждому из которых нужно перевести небольшой груз. Нелогично гонять две машины в два рейса – проще переложить весь груз в один. Так и с банками: объединившись, они совместно сократят персонал, операционные расходы и выстоят, увеличив капитал.

В то же время после возможного объединения Казкома и Халыка на рынке появится финансовая организация, которая будет контролировать около трети банковской системы страны. На этом фоне многие другие банки страны будут выглядеть лилипутами. Чтобы успешно конкурировать с колоссом, у них нет иного пути, кроме как объединение. Это, кстати, может привести к массовым сокращениям банковских сотрудников.

Также не стоит забывать о членстве Казахстана в ВТО и ЕАЭС. Эти организации делают наш рынок более открытым, и казахстанские банки могут не выдержать конкуренции, если не будут достаточно большими и сильными. Возможно, сейчас, в кризис, рынок Казахстана не так интересен иностранцам. Но настанут тучные годы, и сюда придут зарубежные инвесторы, а вслед за ними потянутся и обслуживающие их зарубежные банки.

Диктатура рынка

Генеральный директор ТОО «BRB Invest» Галим Хусаинов говорит, что слияния банков продиктованы рынком. Существующие проблемы в банковском секторе обусловлены множеством факторов, в том числе экономическим спадом, плохим корпоративным управлением, слабой институциональной средой и т.д. Логично, что в такой ситуации часть банков ищет синергию для решения проблем.


Галим Хусаинов.
Галим Хусаинов.

- Время для слияний наступило уже давно, но принятие решений об этом - дело небыстрое, так как всегда будут акционеры, которые не будут удовлетворены условиями сделок, - говорит эксперт. - У нас, к сожалению, слияния происходят не всегда на равных условиях. Синергетический эффект, в основном, заключается в сокращении административных и операционных расходов. Это, в первую очередь, скажется на сотрудниках, которые будут сокращены. Но это - рынок, а на рынке по-другому нельзя, так как останутся лучшие. Это улучшит качество объединенного банка.

Галим Хусаинов добавляет, что проблема банковского сектора заключается не только в большом количестве банков, но, самое главное, - в отсутствии нормального корпоративного управления в некоторых БВУ.

- Если при слияниях будет видно, что государство поддерживает тех или иных акционеров без оценки справедливой стоимости и реальной ситуации, это не приведет к решению проблем. На рынке должны остаться лучшие, а не приближенные, - подчеркивает спикер.

Карт-бланш в эпоху слияний

Председатель правления АО «Цесна Капитал» Самат Балкенов, отвечая на вопросы нашего издания, говорит: если посмотреть на рыночные доли частных банков Казахстана, можно выделить две тенденции в части концентрации по активам.

С одной стороны, рыночная доля крупнейших банков постепенно снижается. Если 10-12 лет назад доля "большой тройки" в активах сектора составляла около 70%, то на сегодня - уже около 47%.Поэтому после консолидации Халыка и Казкома, если она все-таки произойдет, математическая доля этих двух банков составит не больше 39%, без учета их дочерних предприятий.

- На наш взгляд, причина потери рыночной доли крупнейшими банками Казахстана заключается в более ускоренном, по сравнению с "большой тройкой", росте средних банков, один из которых, в частности, недавно вошел в "большую тройку" банков (Цеснабанк), - заявляет собеседник.

Самат Балкенов.
Самат Балкенов.

С другой стороны, доля игроков вне первой десятки банков, как и раньше, была незначительной, и, как правило, не превышала 1-2%. Сегодня она также составляет не более 2% (среди банков с казахстанскими акционерами).

Исходя из опыта развития банковского сектора не только в развитых странах, но и в странах восточной Европы (а Казахстан в этом отношении не уникален), консолидация банковского сектора неизбежна. В этой связи руководителям банков, которые условно не входят в десятку крупнейших, важно иметь четкое видение и понятную стратегию развития.  Иначе успешное существование таких банков в долгосрочной перспективе окажется под вопросом, учитывая начинающуюся консолидацию среди крупных и крупнейших банков нашей страны, полагает Самат Балкенов.

Он говорит, что перемены в части консолидации банковского сектора рано или поздно должны были произойти. Одна из основных причин - относительно небольшой размер экономики и населения для 34 банков, функционирующих в настоящее время. А с учетом того, что для дальнейшего развития фининститутов необходимы инвестиции в новые технологичные продукты и услуги, небольшим и мелким банкам выдержать технологическую конкуренцию с крупными игроками, которые могут более равномерно распределить свои расходы на гораздо большее количество клиентов, будет все сложнее. Поэтому принцип экономики масштаба все больше и больше начинает работать в казахстанском банковском секторе.

- Разумеется, и в этом правиле есть исключения. В мире есть успешные модели по дистанционному банковскому обслуживанию населения, и одним из таких примеров в России является Тинькофф банк. Некоторые небольшие банки в Казахстане уже используют элементы стратегии этого успешного на сегодня банка. Но вряд ли такую стратегию развития выберут (а внедрить ее гораздо сложнее) все банки РК, не входящие в топ 10 по активам, - рассуждает эксперт.

По словам г-на Балкенова, пока еще рано говорить о глубине последующих после слияния банков изменений. На примере стран восточной Европы можно предположить наиболее вероятные дальнейшие сценарии. В частности, пока будут происходить слияния, те банки, которые не задействованы в них, получат определенный временной карт-бланш на то, чтобы стать более конкурентоспособными. Насколько правильно они используют это время, мы увидим позднее. Однако после окончательной интеграции объединяемых банков остальным игрокам теоретически уже будет труднее с ними конкурировать. В нашем случае, если произойдет консолидация двух крупнейших банков страны, вопрос поиска своей конкурентной ниши для средних и, в особенности, для малых банков станет гораздо острее.

- У этих небольших банков останется всего два варианта дальнейшего успешного существования. Первый - найти свою специализацию и свою клиентскую нишу, в которую будет непросто зайти крупным банкам. Как вариант, позднее эти крупные банки могут их купить, чтобы получить доступ к этим клиентам. Второй - уже сейчас задуматься об объединении с другими небольшими игроками, чтобы противостоять потере своей рыночной доли и, в перспективе, доходности от своих клиентов, - считает Самат Балкенов.

Глава «Цесна Капитал» говорит, что сокращение штата и реструктуризация – это неизбежный этап любого подобного процесса. И сотрудникам этих банков стоит беспокоиться и задумываться о своей позиции в финансовой структуре в перспективе.

При этом собеседник надеется, что слияния в перспективе только укрепят банковский сектор Казахстана среди стран ЕАЭС и сделают его более конкурентоспособным.

Мудрое решение

Председатель правления Нурбанка Эльдар Сарсенов, отвечая на вопросы Forbes.kz, поясняет: на текущий момент рынок Казахстана достаточно закредитован. К тому же он не растет такими темпами, как в середине нулевых.

Эльдар Сарсенов.
Эльдар Сарсенов.

- Сейчас картина такова, что на 17-18 млн человеку нас 34 банка. Может показаться, что это вполне адекватная цифра, но уже который год мы видим практически нулевой рост экономики и, как следствие, стагнацию или падение реальных доходов населения. Свою роль в этом сыграли падение цен на нефть и прошедшая девальвация национальной валюты. Если доходы населения не растут, а, наоборот, снижаются, откуда они могут взять деньги на оплату кредитов? – задается вопросом Эльдар Рашитович. - А это, в свою очередь, негативно влияет на банки, которые сейчас тоже испытывают свои трудности. Для роста нужны либо новые драйверы, чтобы население могло активно кредитоваться и обеспечить будущий рост кредитных портфелей банков, либо сокращение количества банков. Мудрым решением на текущий момент является укрупнение БВУ, поскольку они, в отличие от других коммерческих предприятий, работают с вкладами и несут определенную социальную ответственность. Соответственно, укрупнение позволит стабилизировать систему и сделать ее более устойчивой.

По мнению главы Нурбанка, во-первых, консолидация банковской системы может помочь снижению уровня NPL. Укрупнение позволит раскрыть карты и даст возможность банкам-покупателям провести, так сказать, due diligence и определить реальное качество приобретаемых активов. Далее каждый покупатель решит, купить ли только хорошие активы, либо купить и хорошие, и плохие, но с большим дисконтом. Таким образом произойдет этакая «весенняя чистка».

Во-вторых, в Казахстане с 2018 вступают в силу требования Базель-3 и МСФО 9, которые будут регулировать методы расчета банками своего капитала и провизий. Будут ужесточены требования к достаточности капитала. Поэтому консолидация, в принципе, должна пойти на пользу рынку в целом. Однако слияния должны проходить аккуратно, чтобы не породить недоверие ко всему банковскому сектору. Банковский сектор оздоровится, можно будет перелистнуть страницу и начать новую главу в жизни отечественного банковского сектора, - завершает на оптимистичной ноте Эльдар Сарсенов.

Взгляд со стороны

Что же о слияниях и поглощениях думают за рубежом? Агентство S&P Global Ratings прогнозирует консолидацию банковского сектора Казахстана в ближайшие два года. По мнению аналитиков, акционеры банков, скорее всего, будут проводить сделки по слиянию и поглощению в связи с тем, что слабая способность банков генерировать капитал из внутренних источников и нехватка свободных средств, доступных для докапитализации банков, не позволяет решить проблемы, связанные с ухудшением качества активов и недостаточными резервами капитала, а также выполнением требований Международных стандартов финансовой отчетности 9 (МСФО 9).

Эксперты S&P Global Ratings в своем недавнем отчете пишут: «Если сделки по слиянию и поглощению будут проводиться без реальной «расчистки» балансов (например, если «расчистка» и в дальнейшем будет представлять собой передачу проблемных кредитов специальным юридическим лицам, собственниками которых являются те же самые банки, в которых были выданы такие проблемные кредиты, а не продажу проблемных кредитов третьим сторонам), то стабильность банковской системы, с нашей точки зрения, не повысится».

30.03.2017